Медицинские работники неожиданно попали под удар во время пандемии COVID-19 (The Economist)
- Зарубежные СМИ
- 18 мая 2020 г.
- 5 мин. чтения
И после того, как пандемия утихнет, последствия для них могут сохраняться еще долго
11 мая 2020 года

ОДНОГО ударили кулаком в лицо в автобусе в Чикаго. Двоих толпа забила камнями в индийском городе Индаур. На Филиппинах пятеро мужчин облили одного хлоркой. По меньшей мере 21 человек в Мексике подвергся нападению. В то время, когда политики превозносят усилия медиков, а привязанные к своим домам горожане подбадривают их хлопками и картинками с радугой, врачи, медсестры и другие медицинские работники по всему миру оказываются под угрозой насилия и нападения и испытывают ужасное психологическое давление. Правительства и больницы по всему миру, от Австралии до Китая, вынуждены принимать чрезвычайные меры для обеспечения безопасности своих сотрудников, наравне с тем, как они борются и за контроль над глобальной пандемией.
Covid-19 сделал медицинских работников более заметным — и более уязвимым, — чем когда-либо. Поскольку за последние несколько недель треть человечества очутилась в изоляции, врачи остались одними из тех немногочисленных путешественников на дорогах или общественном транспорте, чьи ярко окрашенные или белоснежные халаты бросаются в глаза. Врачи — легкая мишень для разочарованных, обиженных или испуганных людей. Нападения часто рассматриваются как отдельные инциденты, но они проливают свет на растущую проблему: системы здравоохранения во всем мире в последние годы боролись как с ростом насилия, так и с сильной психологической нагрузкой среди персонала.
Данные статистики непреклонны. По оценкам Всемирной организации здравоохранения, до 38% врачей во всем мире в какой-то момент своей карьеры подвергались физическому насилию. Во многих странах дела обстоят значительно хуже. В 2019 году каждый седьмой сотрудник NHS (Национальная служба здравоохранения) в Великобритании заявил, что в течение предыдущего года он или она подвергались физическому нападению со стороны пациента или представителя общественности. Каждый третий австралийский врач сообщал, что в течение года попадали в подобные инциденты. Более 75% индийских врачей говорят, что они столкнулись с угрозой насилия на работе. После того как в конце 2019 года в одной из больниц Пекина была зарезана женщина-врач, в Китае ввели новый закон, запрещающий угрозы в адрес медицинских работников.
Страх перед распространением инфекции, усиленный дезинформацией, во время эпидемии, по-видимому, побуждает людей к еще большему насилию. Часто физическим атакам предшествуют словесные, так как врачей и медсестёр часто принимают за мнимых распространителей болезни. Другие, похоже, страдают от отчаяния и разочарования. Сотрудники австралийских больниц сообщали, что на них намеренно кашляли и и брезгали слюной тревожные пациенты, ожидавшие проверки на наличие этой болезни.
Однако уязвимыми перед нападениями врачей и медсестёр делают более глубокие проблемы. Во многих странах за последние десятилетия репутация врачей ухудшилась. Китай прекратил государственные субсидии для своих больниц в 1990-х годах, после чего они быстро коммерциализировались. Это привело к снижению доверия к ним, так как врачей подозревали в том, что они больше заботятся о зарабатывании денег, чем о своих пациентах. Подобное явление было замечено и в Индии. Конечно, некоторые врачи злоупотребляли этой системой. Но стереотипы о коррумпированных, нерадивых врачей стали популярной темой для разговоров политиков и сенсационных СМИ. В странах, где люди не верят в систему правосудия, идея нападения в больнице может оказаться привлекательной для тех пациентов, которые считают, что они никогда не окажутся за это в суде. Растущий средний класс по всему миру теперь требует от медицинских работников больше, чем те могут дать. Даже сама архитектура модернизированных больниц — таких как отделения неотложной помощи, которые легко и быстро доступны — также делает их более незащищенными перед угрозой нападения.
В ответ на это системы здравоохранения приняли крайние меры для защиты своего персонала. В некоторых больницах Китая медработников теперь учат самообороне. В апреле правительство Индии внесло поправки в законы, чтобы отказать в освобождении под залог тем, кто обвиняется в насилии в отношении медицинского персонала. В некоторых отделениях скорой помощи в Америке установлены металлоискатели. А администраторы в Австралии начали говорить сотрудникам, чтобы они не носили белые халаты за проделами больниц.
Эти опасения накладываются на тяжёлый психологический и эмоциональный урон, который наносит пандемия. В сильно пострадавших районах многие медики работают даже дольше обычного. Работающие на передовой врачи имеют высокий риск подхватить covid-19, что усугубляется хронической нехваткой средств индивидуальной защиты. Многие из них потеряли своих коллег из-за этого вируса. Некоторые из них, боясь заразить своих близких, надолго изолировали себя от своих семей. В исследовании, проводившемся среди 1257 медицинских работников, которые лечили пациентов covid-19 в Китае в разгар кризиса в стране, более 70% испытывали психологический стресс. А в некоторых странах врачи и медсестры были уволены или подвергались угрозам после высказываний о плохом руководстве и нехватке оборудования. В России три врача выпали из больничных окон после того, как подали публичные жалобы; двое из них умерли. Местные СМИ сообщали, что это либо несчастный случай, либо самоубийство.
Работа в области здравоохранения может быть в лучшем случае трудной. Более 40% американских врачей в 2019 году столкнулись с симптомами "выгорания", характеризующегося эмоциональным истощением, замкнутостью и цинизмом. По словам доктора Колина Уэста из Клиники Майо в Миннесоте, выгорание часто происходит из-за переутомления, стресса и бюрократии, которые ограничивают взаимодействие с пациентами, поэтому врачи чувствуют себя менее способными помочь своим пациентам.
Пандемия породила вопиюще ужасные ситуации. В некоторых районах нехватка ресурсов приводит к тому, что врачам приходится выдавать спасительную помощь порционно. Из Италии, где 10-25% госпитализированных пациентов covid-19 иногда в течение нескольких недель остро нуждались в вентиляции легких, приходили сообщения о том, что врачи рыдали в коридорах над выбором, который им приходилось делать. Многие говорили о том, насколько больно им было видеть, как пациенты умирают в одиночестве. Такие шокирующие события могут вызвать “моральную травму " — термин, используемый для обозначения психологического расстройства, вызванного действием или бездействием, которое нарушает чьи-либо убеждения. Впервые этот термин применили к некоторым солдатам, перебившим подобное во времена войны. Моральная травма может способствовать возникновению таких заболеваний, как депрессия и посттравматическое стрессовое расстройство (ПТСР).
Борющиеся с COVID-19 медики сталкиваются с тем, им трудно получить необходимую им сами помощь. Во всем мире врачи и медсестры сводят счеты с жизнью значительно более часто, чем население в целом. Доктор Клэр Джерада, возглавляющая британскую благотворительную организацию “Врачи в беде”, объясняет эту проблему в значительной степени нехваткой времени и пространства, которые предоставляются врачам и медсестрам, чтобы они могли обсуждить воздействие работы на их эмоциональное состояние.
Многие медицинские работники, сознавая, какая нагрузка ложится на медиков, пытались оказывать им телефонную и иную поддержку. Многие эксперты опасаются, что такие меры будут постепенно отменены, как только возобновится нормальное обслуживание. Доктор Эндрю Молодински, врач-психиатр, курирующий политику в области психического здоровья Британской медицинской ассоциации, отмечает, что многие состояния, такие как ПТСР, требуют постоянного лечения в ходе личного посещения специалиста. Экономический ущерб, понесенный во время кризиса, будет продолжать препятствовать предоставлению такого лечения и других видов психиатрической помощи в течение ещё достаточно долгого периода.
Даже если число случаев заболевания covid-19 снизится, нагрузка на медиков, скорее всего, останется высокой, поскольку больницы бросят все свои силы на предоставление медицинской помощи, которую пришлось приостановить во время борьбы с covid-19. Угроза насилия лишь усугубит это бремя. Для тех, кому захочется оскорбить врачей, Брэд Хаззард, министр здравоохранения штата Новый Южный Уэльс, выразился на жтот счёт довольно прямолинейно: “Когда ты увидишь, как человек в униформе в больнице на самом деле вставляет тебе в горло трубку, чтобы сохранить тебе жизнь, ты будешь сожалеть о том, что ты на самом деле сотворил.”
Comments